Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска 
«Челядьöс сöвмöдан 20 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск 
карса муниципальнőй сьöмкуд учреждение 


Суббота, 20.04.2024, 00:01



Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
  Добро пожаловать на официальный сайт МБДОУ "ДСОВ № 20" г. Усинска
Республике Коми 100 лет

COVID-19

Вот как в садике живём...

Компенсация

Меню сайта

Стажировочная площадка

Инновационная площадка

ОМП

ГКП
Наши группы

Консультационный центр

Электронная запись

ПФДО
Платные услуги

Друзья сайта

Зарни Шайт

 Служба медиации
Профилактика социального сиротства
Безопасный интернет
Телефон доверия

Линия помощи
Портал детской безопасности
Добрая Дорога Детства
Погода
Главная » Статьи » Мои статьи

Приобщение детей к истокам народной культуры через занятия дополнительного образования.

Родная культура, как отец и мать, должна стать

 неотъемлемой частью души ребенка,

началом, порождающим личность.

Д.С.Лихачев.

            Приобщение детей к истокам народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам народа.
             Не секрет, что многие, к сожалению,  поверхностно знакомы с народной культурой, традициями, праздниками. Особенно в наше время,  в век научных технологий, очень трудно сохранять интерес к историческому прошлому. Поэтому работа  в этом направлении  требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения и эмоциональные переживания. Мы решили действовать по принципу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

              Одним из условий успешного решения данного направления явилось создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации. С этой целью в детском саду силами педагогов и родителей воспитанников создан мини-музей. Наш мини-музей – не традиционен: почти все экспонаты музея подлинные, они не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь наши воспитанники имеют возможность  всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Ведь только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи, только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом. Особенностью нашего  мини - музея является и то, что в нём представлены предметы, рассказывающие о жизни народов разных национальностей т.к. Усинск – город многонациональный. В музее представлена яркая  экспозиция, знакомящая детей с элементами татарского, башкирского белорусского, украинского, коми народов. «Светелка» состоит из нескольких разделов: «Одежда», «Быт», «Декоративно-прикладное искусство», «Домашняя утварь», «Народная игрушка».

             В музее  «сложили» печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов – реликвии семей наших родителей. В мини-музее -  старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца, прялка 19 столетия, деревянный ткацкий станок и мн. др. Важным атрибутом «Светелки» является кукольная композиция «Дружба народов» в народных костюмах. Костюмы созданы на основе достоверных этнографических данных по схемам – выкройкам народных костюмов разных национальностей, бытовавших с конца 18 –го до начала 20-го веков. Дошкольники  проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов, сами становятся исследователями.

           Первые посещения музея начинаются с младшей группы. Перед тем как посетить музей, готовим детей к восприятию намеченной темы, даём им первоначальный минимум знаний. Знакомим с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты используем для развлечений.

         Как в любой старинной избе, в нашей «Светелке» уютно «поселился» Домовенок, который встречает  детей, является незаменимым помощником в проведении экскурсий, различных мероприятий.

          Богатый материал нашей избы не раз были представлен в смотрах-конкурсах различного  уровня. В этом учебном году в муниципальном смотре-конкурсе школьных музеев, музейных комнат, музейных уголков, выставок образовательных организаций в номинации «Активное использование материалов в образовательном процессе» мы были отмечены  дипломом.

        Имея такую наглядную «Кладовую народных культур», мы решили расширить возможности познания путем занятий в системе дополнительного образования. В нашем детском саду  вот уже на протяжении 15 лет функционируют кружки и студии, направленные на знакомство и приобщение детей  к народной культуре:

       - кружок «Гажа мойдьяс». На занятиях воспитанники знакомятся с коми народными детскими сказками, веселыми историями из жизни коми народа, разучивают песни и стихи на коми языке;

- театральный кружок «Теремок» направлен на знакомство с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями разных народов крестьянским трудом через театрализацию, инсценировку.

- кружок «Светелка» формирует любовь и уважение, любовь  к малой родине. Дошкольники  с удовольствием участвуют в тематических вечерах, посиделках, фольклорных, обрядовых праздниках.

               Большое внимание педагоги в своей работе уделяют использованию инновационных технологий.  В детском саду оборудован кабинет с интерактивной доской. Работа с ней включает: дидактические игры и упражнения по определению предметов быта,  проблемные ситуации нахождению правильных ответов,  овладение символами, моделями, мнемотехникой при знакомстве с устным народным творчеством, творческие задания такого плана как «Украшение русского костюма»,   «Коми узор на варежке» и мн. другое. Используя крупные яркие изображения, передвигая предметы старины, составляя планы и эскизы старинной избы, оперируя народной игрушкой и различными куклами просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае, дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.     Среди инновационных технологий, активно внедряемых нами,  является и проектный метод. Так, например за последние два года с участием родителей реализованы такие проекты как «Как избу строили и украшали», «Деревянных дел мастер» (посуда, предметы быта), «Игрушки из соломы и дерева» и др. Проектная работа педагогов  «Родной свой край – люби и знай» стала победителем Всероссийского  конкурса на лучший образовательный проект по патриотическому воспитанию и заняла 2 место.

            Огромное  значение придается укреплению связей с родителями.  В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Святки», «Русская кухня  и др. С участием родителей проводятся «Дни национальной кухни», календарно – обрядовые праздники «Масленица», «Встреча Весны», «Осенины», «Рождественские вечери».  Особенно активное участие родители принимают в изготовлении атрибутов для народных праздников,  в оформлении  помещений к народным, календарно – обрядовым праздникам, участвуют в народных играх, активно обсуждают вопросы приобщения детей к народным традициям на родительских собраниях.   Большую помощь оказывает семейный клуб «Успех». На заседаниях клуба для родителей проводятся мастер-классы по изготовлению народных игрушек, народного костюма, происходит   знакомство с народными играми с фольклорным содержанием.

            В работе с родителями педагоги стараются использовать  такие нетрадиционные формы как педагогическая гостиная, посиделки,  тематическая библиотека и мн. др.

            Такие творческие мероприятия помогают объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

            Работа по приобщению детей к истокам народной культуры ведется в тесном контакте с общественными организациями: с Центром национальных культур г. Усинска, этнографическим музеем при муниципальном бюджетном образовательном учреждении СОШ №1 г. Усинска, выставочным центром "Вортас", историко-краеведческим музеем г. Усинска, с филиалом №14 Центральной детской библиотеки. Совместно с ними проводятся детские познавательные тематические вечера, экскурсии ( Например, "История одной куклы" - с  филиалом №14 Центральной детской библиотеки, "Как сарафан рос на поле", "История народного костюма"- с этнографическим музеем при при муниципальном бюджетном образовательном учреждении СОШ №1 г. Усинска СОШ №1, "Народный костюм", "Головной убор" - экскурсия в Центр национальных культур и др.)

            Система работы дает эффективный результат. Диагностика показывает, уровень сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей повысился.

            Дети стали более доброжелательны, научились уважать другого человека, проявляют бережное отношение к окружающему миру, стали добрее и милосерднее. Они увлечены процессом творчества, их работы отличаются оригинальностью, они могут легко перейти от одного замысла к другому.

Высоко развитые социально – нравственные и творческие качества, наши воспитанники демонстрируют на городских конкурсах. Так,  например, в этом учебном году воспитанники нашего учреждения стали победителями таких конкурсов как "АКАНЬ", "Осенний вернисаж", "Новогодняя игрушка"

            Результатами систематической работы по приобщению детей к истокам народной культуры также являются:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  2. Умение  играть в народные подвижные игры, используя считалки.
  3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.
  4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
  6. Использование  атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  7. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

                 Таким образом, свою тему считаю актуальной, потому что приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Список используемой литературы

  1. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2007 - С.54 – 58.
  2. Берсенева Л. Секреты русского сувенира. // Дошкольное воспитание - №3 – 2003 – С.26 – 29.
  3. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52.
  4. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
  5. Власенко О.П., Дьяченко В.Ю. Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2012.
  7. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание - №10 – 2007 – С.34 – 37.
  8. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, 1999.
  9. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52.
  10. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44.
  11. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
  12. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1988.
  13. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 37 – 51.
  14.  Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2011.

 

 

                                                        

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: NV20 (13.10.2015)
Просмотров: 1537 | Рейтинг: 4.5/8
Всего комментариев: 0
width="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email *:
Код *:
QR код 
Безопасный маршрут 
Схема проезда 
 Доступная среда
Поиск 
VK 
Наши контакты


Заведующий МБДОУ
«ДСОВ №20» г.Усинска
Антипина Галина
Анатольевна
Телефон:
8(82144)41-1-23

Часы приёма по личным вопросам:
вторник: 08.00-11.00
четверг: 14.00-18.00

E-mail: dsov20@mail.ru
факс:8(82144)21495

Юридический адрес:

169711,Российская Федерация, Республика Коми,
г. Усинск,
ул. Комсомольская,д.5а
Обращение граждан 
Вопрос-ответ 
АМО ГО "Усинск" 
УО АМО ГО "Усинск"
Архив сайта 
Программа развития
Самообследование

Управляющий совет

Достижения детского сада

Республиканский
ФИРО
МРСДО
Вход на сайт

Проголосуй за наш сайт
Образовательные ресурсы
Федеральный центр
Конкурсы
Конкурсы
Конкурсы

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?