«Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения дошкольников»
Бурное развитие нашего современного общества предполагает необходимость в широком применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.
Информационные технологии (от англ. informationtechnology) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В обществе, под информационными технологиями, чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
В России информатизация общего образования уже имеет свою историю и традиции. Компьютерные технологии уже довольно активно вошли в жизнь каждого из нас, стали необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. На современном этапе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается рост использования ИКТ. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базами дошкольных учреждений. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии, в отличие от обычных технических средств обучения, позволяют не только усвоить ребенку большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать творческие, интеллектуальные способности. Позволяет уже с раннего детства ребенку учиться самостоятельно, приобретать новые знания.
Таким образом, информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Информация, которую транслирует компьютер, воспроизводится одновременно в виде текста, звуков, речи, графического изображения, видео. Это позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. И так как дошкольное воспитание является первым звеном непрерывного образования, одной из главных задач которого является – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка, то к нему предъявляются обществом качественно новые требования. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показывает, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, способствует развитию произвольного внимания. ИКТ обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Компьютерные игры вне занятий помогают закрепить знания детей. ИКТ можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики; для подготовки дошкольников к обучению в школе, развития собранности, сосредоточенности, усидчивости, приобщения к сопереживанию. Во время выполнения компьютерных заданий ребёнку необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Данные действия имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Однако любого родителя и педагога волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. Следует помнить что использование ИКТ в развитии детей дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. Необходимо обязательно учитывать обстановку в помещении, осуществлять влажную уборку, соблюдать режим проветривания, делать с детьми специальную гимнастику для глаз. А самым верным индикатором негативного воздействия компьютера является самочувствие ребенка.
Считаю, что педагог - это, прежде всего исследователь. И во время занятий ребят нужно направлять к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей, переключению внимания с поведения ребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи, на результаты, полученные в ходе игры. Побуждать детей к принятию или постановке игровых задач, поиску своих вариантов ее выполнения, способствовать развитию у них инициативы, творческого потенциала. Ведь ребенок в игре всегда предстает не как исполнитель, а как творец своей деятельности. И основная цель педагога - не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.
Таким образом, считаю, что использование информационных технологий повышают мотивацию обучения детей и приводят к целому ряду положительных следствий:
- обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности во время непосредственно организованной деятельности;
- повышается производительность труда педагога и детей на занятии.
Конечно, в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности раннего образования.
В современных условиях информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) -хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
Список использованной литературы.
- Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
- Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
- Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П.
- Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
- Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. – 2006. - №2. – с. 29-36
- Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001
- Шампанер Г. Обучающие компьютерные системы // Высшее образование в России.- 1998. - № 3. – с. 95-96
|