Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска 
«Челядьöс сöвмöдан 20 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск 
карса муниципальнőй сьöмкуд учреждение 


Четверг, 25.04.2024, 03:25



Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
  Добро пожаловать на официальный сайт МБДОУ "ДСОВ № 20" г. Усинска
Республике Коми 100 лет

COVID-19

Вот как в садике живём...

Компенсация

Меню сайта

Стажировочная площадка

Инновационная площадка

ОМП

ГКП
Наши группы

Консультационный центр

Электронная запись

ПФДО
Платные услуги

Друзья сайта

Зарни Шайт

 Служба медиации
Профилактика социального сиротства
Безопасный интернет
Телефон доверия

Линия помощи
Портал детской безопасности
Добрая Дорога Детства
Погода
Главная » Статьи » Мои статьи

Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи.

В наше время, когда большинство семей озабочено решением в основном, проблем экономического воспитания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личности развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных индивидуальных особенностей развития ребенка, осуществляют воспитание вслепую, по старинке, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтобы родители услышали воспитателя и поняли друг друга. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы педагоги испытываем большие трудности в общении с родителями. Бывает нелегко объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Мы провели анализ, который показал, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имелись  и недостатки. Среди них самые распространенные  на наш взгляд следующие:

- воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы и методы;

- содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают  возможности и условия жизни конкретных семей;

- довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

            Изучение опыта работы также показало, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.

            Принимая во внимание вышесказанное, мы сделали  вывод, что необходимо организовать систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей. Нами была разработана  система  методической работы с педагогами  - проведение методических недель по проблеме работы с родителями:

- консультации: «Нетрадиционные подходы в работе с родителями»; «Использование ИКТ во взаимодействии с родителями» и др.

-просмотр и анализ конспектов нетрадиционных встреч с родителями;

- составление презентаций выступлений перед  родителями в свете новых подходов;

- просмотр открытых родительских собраний;

- составление перспективного плана работы с родителями разных возрастных групп с указанием конкретных форм работы;

- педагогические советы на темы: «Родители – «профессия» педагогическая», «Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи»;

- расширенные заседания управляющего совета «Работа педагогического коллектива с родителями», «Роль родителей в создании предметно-развивающей среды» (с приглашением родителей из состава родительских комитетов).

Перед педагогическим коллективом была  поставлена  задача -  «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Мы понимаем, что необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. Поэтому при  взаимодействии с родителями на первый план нами были выдвинуты: дифференцированный подход к каждой семье, социальному  статусу семьи  и изучение микроклимата семьи, а также родительских запросов и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

 Опыт работы с родителями показал, что одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Поэтому, в своей работе наряду с традиционными,  стали использовать   нетрадиционные формы работы. Вот некоторые из них.

Семейные клубы. Организация семейных клубов  возникла у нас в связи  с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их педагогической культуры. Целью встреч в родительском клубе является обмен мнениями по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии и педагога и родителей. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.

Работа семейного клуба «Вместе с мамой» для родителей детей младшего дошкольного возраста направлена на решение следующих задач:

-снятие психоэмоционального напряжения, связанного с адаптацией детей к новым социальным условиям;

- установление первых контактов ребенка со сверстниками;

- практическая помощь семье по использованию здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей. 

При проведении заседаний используются такие формы, как, семинар-практикум, деловые игры, аукцион идей и др.  Нередко заседания проходят в неформальной обстановке. Так, например, заседание клуба по теме «Нетрадиционные формы закаливания детей» с участием врача-педиатра было организовано  за чашкой травяного чая. В ходе заседания родители обменивались рецептами по оздоровлению и закаливанию детей, лечению простудных заболеваний, приготовлению полезных витаминных блюд, получили квалифицированные советы от специалиста. 

С целью обсуждения одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения некоторые заседания клуба проводятся в форме ток – шоу «Есть мнение». На этих заседаниях  ыступают воспитатели, родители и другие специалисты. Часто у родителей бывает сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатели и специалисты  предлагают рассматривать проблему, исходя из разных точек зрения, аргументируя их.

Семейный клуб «Успех». Четыре встречи в году с родителями позволяют решить следующие задачи:

-обогащение опыта родителей по общению с детьми;

-эмоциональная поддержка родителей в уверенности в собственных педагогических возможностях;

- пропаганда  положительного семейного воспитания.

            Заседания клуба проходят с использованием деловых игр, в форме вечеров вопросов и ответов, встречи за круглым столом, мастер-классов и др.

Учитывая занятость родителей, при подготовке и проведении заседаний клуба используются такие нетрадиционные  формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному

специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Вечера вопросов и ответов.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Родителям не позднее, чем за месяц объявляем о проведении этого вечера. В течении этого времени воспитатели, специалисты готовятся  к нему: собирают  вопросы, группируют, распределяют их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов присутствует большинство членов педагогического коллектива, а также специалисты - медики, учитель – логопед, педагог-психолог и др., в зависимости от содержания вопросов.

Сотрудничество специалистов и семьи помогает не только выявить проблему, но и показать возможности ее решения. У родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

В силу разных причин родителям не всегда удается посетить мероприятия в клубах. Они часто обращаются с просьбой приобрести видеозаписи состоявшихся встреч.  С учетом этого в настоящее время перед нами возникла задача создания медиатеки (видеозаписи, презентации и др.)

Альтернативной  формой родительским собраниям стали «Родительские встречи». В их основе лежит изучение семей, выявление потребностей  и ожиданий родителей. На «родительских встречах» общение проходит в режиме равных партнеров на равных, когда говорят и слушают оба, когда мнения каждого важны. Часто используются тренинги, когда родители получают практический опыт, учатся тому, чего не умели раньше.

Решая задачу «формировать активную позицию и сознательное участие в жизни своих детей» мы понимаем, что у разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой, т.е. планируемые мероприятия должны быть разнообразными. В связи с этим  у нас стали традиционными следующие формы.

Семейный проект «Семейные традиции» проводится в течение года и имеет свои этапы. Итог подводится 15 мая, в День семьи. В  проекте принимают участие все члены семьи, что способствует их сближению, формированию общих интересов.

Праздник пап «Мой папа – рыцарь!». Папы демонстрируют свое мастерство в домашних делах – чистке картошки, одевании детей, плетении косы дочери, пришивании пуговиц, подготовке к детскому саду и др. По результатам конкурсов выбирается «Отец – рыцарь!».

«Очумелые ручки». Выставка поделок, предметов рукоделия, самодеятельного творчества, изготовленных всеми членами семьи. В течение года проходят разнообразные конкурсы: «Светофорик», «Осенний вернисаж», «Мастерская Деда Мороза», «Птичьи кормушки».

Праздник «Моя мама – лучше всех!».  Мамы соревнуются за титул «Самая, самая». Мамы получают звания самая музыкальная», «самая эрудированная», «самая модная».

Родительские мастер-классы. Родители приходят в группы и делают с ребятами то, что хорошо умеют делать сами: мамы готовят салаты, делают куклы, папы мастерят вместе с детьми скворечники. Мастер-классы  позволяют укрепить авторитет родителей среди детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьями является спортивный праздник с участием жителей  микрорайона (в то числе и с родителями будущих воспитанников) и семей воспитанников «Мы хотим всем рекордам – олимпийские дать имена!».  Праздник проводится ежегодно в феврале  на улице. В подготовке и проведении праздника  активное участие принимают сами родители. Данное мероприятие  не только формирует привычку к здоровому образу жизни, но и сплачивает детей и родителей, создает круг общих  увлечений, положительный эмоциональный настрой.

Экологическая тропа «Тропой Робинзона» (турпоход в лес). В подготовке мероприятия активное участие принимают не только педагоги, но и сами родители. За день до туристического похода взрослые выбирают удобное место. В ходе мероприятия родители  и дети выполняют интересные задания по маршрутным листам: собирают лекарственные растения, накрывают сказочную «скатерть-самобранку», «ищут «клад», составляют закрытыми глазами экологический проект и соревнуются в силе и   ловкости.

Проект «Сказки нашего двора». Для организации зимних прогулок родители самостоятельно составляют проекты застройки участков снежными фигурами, распределяя обязанности между собой. Такая форма работы расширяет рамки традиционных контактов между детским садом,  помогают родителям реализовать их творческие возможности.
            В процессе взаимодействия с родителями воспитанников для нас эффективной формой стало  использование информационно-коммуникативные технологий.  В настоящее время созданы сайты детского сада и дошкольных групп. Посредством этих технологий родители нашего детского сада оперативно получают нужную информацию, консультируются по разным вопросам, тем самым занимают не пассивную, а активную позицию в отношении детского сада.  Наличие на сайте консультаций специалистов позволяет нам повысить педагогическую грамотность родителей. Создание в сетях официального сообщества детского сада и сообщества группы детского сада  позволяет нашим родителям быть постоянно в курсе событий, просматривать новости. На страницах сайта учреждения  нами размещены нормативно-правовые документы, правила приема детей, фотографии помещений детского сада, режим работы детского сада, план работы на год и месяц, публичный доклад, самооценка деятельности сада  и др. полезная информация. На сайтах дошкольных групп представлены  фотографии детей в ходе непосредственно-образовательной деятельности, высказывания детей, информации о личных достижениях детей, темы недели,  объявления о предстоящих мероприятиях, обсуждение вопросов, актуальных для группы и др.

Создание эффективной системы взаимодействия с родителями дает свои результаты:

-увеличилось  количество родителей-исполнителей, а не наблюдателей;

- изменился  характер вопросов родителей к педагогам и специалистам;

- повысился процент посещения родителями различных мероприятий в детском саду;

-анализ анкетирования родителей показывает высокую степень удовлетворенности и заинтересованности родителей деятельностью детского сада, а именно 97,3 % родителей полностью удовлетворены работой педагогического коллектива.

            Таким образом, на сегодняшний день мы можем смело сказать, что у нас родилась большая дружная семья, сложилась определенная система в работе с родителями, наши  родители от наблюдателей стали участниками и созидателями.

Список литературы

  1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. , 1994, -235 с.
  2. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - М. , 1991, -179 с.
  3. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
  4. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. - М. , 1992-154 с.
  5. Летвиненине Ю. П. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание. 1984. №7.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: NV20 (13.10.2015)
Просмотров: 1278 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
width="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email *:
Код *:
QR код 
Безопасный маршрут 
Схема проезда 
 Доступная среда
Поиск 
VK 
Наши контакты


Заведующий МБДОУ
«ДСОВ №20» г.Усинска
Антипина Галина
Анатольевна
Телефон:
8(82144)41-1-23

Часы приёма по личным вопросам:
вторник: 08.00-11.00
четверг: 14.00-18.00

E-mail: dsov20@mail.ru
факс:8(82144)21495

Юридический адрес:

169711,Российская Федерация, Республика Коми,
г. Усинск,
ул. Комсомольская,д.5а
Обращение граждан 
Вопрос-ответ 
АМО ГО "Усинск" 
УО АМО ГО "Усинск"
Архив сайта 
Программа развития
Самообследование

Управляющий совет

Достижения детского сада

Республиканский
ФИРО
МРСДО
Вход на сайт

Проголосуй за наш сайт
Образовательные ресурсы
Федеральный центр
Конкурсы
Конкурсы
Конкурсы

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?