Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска 
«Челядьöс сöвмöдан 20 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск 
карса муниципальнőй сьöмкуд учреждение 


Четверг, 18.04.2024, 10:28



Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
  Добро пожаловать на официальный сайт МБДОУ "ДСОВ № 20" г. Усинска
Республике Коми 100 лет

COVID-19

Вот как в садике живём...

Компенсация

Меню сайта

Стажировочная площадка

Инновационная площадка

ОМП

ГКП
Наши группы

Консультационный центр

Электронная запись

ПФДО
Платные услуги

Друзья сайта

Зарни Шайт

 Служба медиации
Профилактика социального сиротства
Безопасный интернет
Телефон доверия

Линия помощи
Портал детской безопасности
Добрая Дорога Детства
Погода
Главная » Статьи » Мои статьи

Самоанализ педагога

Опыт работы педагога


Такун Натальи Степановны


Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»


« Самое дорогое у человека-это жизнь»
Н.А. Островский


На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.
Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – детей дошкольников. Задачи взрослых (педагогов и родителей) состоят не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди хорошо знали и соблюдали их, то было бы меньше травм и несчастных случаев.
Необходимость введения в систему занятий с детьми дошкольного возраста курса «Основы безопасности жизнедеятельности» уже очевидна всем. Именно поэтому использую в работе программу для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста» под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
На основании данной программы, мною была разработана рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Программа включает в себя следующие разделы:
I раздел. Ребёнок и другие люди.
II раздел. Ребёнок и природа.
III раздел. Ребёнок дома.
IV раздел. Здоровье ребенка.
V раздел. Эмоциональное благополучие ребёнка.
V раздел. Ребёнок на улице.
Цель программы: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности.

Задачи :
1.Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
2.Развитие основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе, а также строение человеческого организма.
3.Формирование ценностей здорового образа жизни.
4. Ознакомление детей с правилами безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
5.Ознакомление детей с правилами безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
На начало учебного года мною, как педагогом-предметником составляется перспективный план работы по безопасности на учебный год. (Приложение №1)
Вся воспитательно-образовательная работа по трем направлениям:
Работа с детьми.
Работа с педагогами.
Работа с родителями.
При знакомстве детей с правилами безопасности я делаю акцент на формирование у них определённой модели поведения:
- предвидеть опасность;
- уметь принять меры во избежание опасности;
- уметь обращаться за помощью к другим;
- уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
В ходе обучения дошкольники получают элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах безопасного поведения и о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со стихийными природными явлениями.
В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящими я считаю использование традиционных и нетрадиционных педагогических принципов и методов обучения.
1. Принцип доступности.
В своей работе я учитываю возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста. В соответствии с возрастными возможностями ребенка, определяю степень сложности материала.
2. Принцип индивидуализации.
Определяю с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В работе мною разработано немало дидактических пособий для индивидуального обучения.
3. Принцип повторяемости материала.
С учетом психологических особенностей дошкольного возраста, только при многократном повторении в памяти ребенка будут откладываться необходимые навыки и правила.
4. Принцип наглядности.
При изучении материала постоянно использую плакаты, иллюстрации.
5. Принцип интеграции.
Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как основная часть комплексной программы. Ее содержание вплетается в содержание основной комплексной программы на занятиях по изобразительной деятельности, природному миру, экологическому и физическому воспитанию, а также в свободной деятельности.
6. Принцип преемственности.
Изучение разделов программы продолжается в начальной школе.
Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.
В своей работе использую активные методы ознакомления детей с основами безопасности
Метод сравнения. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по контрасту или сравнения по сходству. Сравнение по контрасту дается детям легче. Метод сравнения помогает дошкольникам выполнять задания на группировку и классификацию. Во время группировки и классификации у детей формируются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Данный метод способствует осознанному усвоению материала, вызывает интерес к занятиям.
Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение, учит ребенка находить выход в экстренной ситуации. Данный метод развивает творческий потенциал ребенка.
Метод повторения. Это ведущий метод, без применения которого не будет прочности усвоения материала. Повторение способствует самостоятельному формулированию выводов, обобщению изученного материала, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Данный метод дает ребенку возможность находить решение, подтверждение или опровержение собственным умозаключениям.
Словесный метод. На занятиях с опорой на наглядность использую художественное слово (чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, беседы).
Метод показа. Данный метод дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов.
Игровой метод. Игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения. Игра даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использую словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.
Первый период – это дошкольники средней группы. Это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим на занятиях я активно применяю метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы. В этом возрасте предпочтение отдаётся фольклору, русским народным сказкам «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» и др. Для каждого возрастного периода рекомендован свой фольклорный жанр. Народные знания о безопасном быте, о природе и взаимосвязях в ней нашли широкое отражение в загадках, сказаниях, былинах, пословицах и поговорках Сказки воспитывают в детях доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность, стремление к прекрасному, без чего невозможна творческая жизнь. Они также прививают чувство осторожности, знакомят с разумным поведением в доме, в лесу, на болоте, на речке. Через сказки передаются разносторонние знания, в том числе о правильном (безопасном) поведении в быту, повадках зверей и их образе жизни, съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, различных явлениях в живой и неживой природе, способах и правилах поведения в опасных ситуациях (гроза, град, наводнение, пожар и др.). На примере героев этих сказок я знакомлю детей с правилами безопасности.
Ребёнок среднего возраста уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь разговаривать по телефону, коротко и точно сообщить необходимую информацию. Эти навыки дети получают через игру «Телефон», тренинги.
Должное внимание уделяется обучению детей правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения, знакомству с разными видами транспорта, дорожными знаками через дидактические игра «Светофор», «Узнай знак», дидактический материал «Правила поведения на дороге», сюжетно-ролевые игры «Я водитель», «Я пешеход».
Большой популярностью у детей пользуются занятия по личной безопасности «Не попади в беду», «Как вести себя с незнакомыми людьми». Такие занятия способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.
При изучении раздела «Ребёнок и другие люди», принимая во внимание возрастные особенности детей, я стараюсь развивать в детях ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить, не растеряться в сложной ситуации. Дети уже должны иметь чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Колобок», развлечение «Как Буратино ушел из дома»). В беседах мы рассматриваем и обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Стараюсь убедить их в том, что не всегда приятная внешность взрослого совпадает с добрыми намерениями.
Раздел «Ребёнок дома» включает в себя занятия: «Какие опасности подстерегают нас в помещении», «Детские шалости с огнем», «Наши помощники и враги дома», «Кухня не место для игр» дети знакомятся, с какими опасностями они могут столкнуться при неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприборами.
Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности на занятиях изучаем следующие темы «Огонь-друг или враг», «Пожарный –герой, он с огнем вступает в бой», «Пожар в квартире». На занятиях использую плакаты «Причины пожара», «Правила поведения при пожаре».
Учитывая рекомендации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», направленные на приобретение детьми не только теоретических знаний, но и практического опыта, я провожу ознакомительные беседы, практикумы и тренинги для отработки защитных навыков поведения. С детьми разыгрываются ситуации правильного и неправильного поведения дома.
При изучении раздела «Здоровье ребенка» ребята учатся правильно питаться, одеваться, выполнять правила безопасного поведения дома и на улице. Объясняю детям, что здоровье - одно из главных ценностей человеческой жизни, поэтому каждый с детства должен заботиться о своем здоровье, знать свое тело и беречь себя, чтобы не навредить своему организму! На занятиях изучаем, что они знают о болезнях, о том, как они себя чувствуют, когда болеют. Хорошим дополнением служит рассказ о том, как и ролевые игры «Семья»,чем их лечили дома родители. На занятиях использую «Больница», дидактический материал «Если ты поранился».
Традиционно в нашем учреждении ежемесячно проводятся «Дни здоровья».
При изучении раздела «Ребенок и природа», знакомлю дошкольников с правилами поведения на природе, возле водоемов, со съедобными и несъедобными грибами, с правилами поведения в лесу, если ты заблудился.
Конечно, важное место в работе с детьми в возрасте 5-7 лет занимает обучение правилам личной безопасности. Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми. Для формирования более точного понимания того, кто для ребенка является «своим», не представляющим опасности, проводится игра «Свой, чужой, знакомый». В игре закрепляются знания о том, кто для ребенка «свой» (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка), кто «знакомый» (соседка, друг, подружка, воспитатель, логопед), а кого называют «чужим» (неизвестный, посторонний, прохожий, незнакомка, незнакомец». С большим интересом ребята включаются в обыгрывание различных ситуаций. Например «как ты будешь себя вести, если тебя схватил незнакомый человек». Используя чтение произведений детской художественной литературы, рассматриваем поведение героев с позиции безопасного поведения. В этом нам помогают русские народные сказки – наглядный пример нарушения правил безопасного поведения – колобок, который ушел гулять один, семеро козлят, открывшие дверь незнакомцу, петушок, который поддался на уговоры хитрой лисы, но спасшийся благодаря тому, что громко звал на помощь.
В старшем возрасте расширяется раздел «Ребенок и улица». Дети уже должны различать предупреждающие и запрещающие знаки, знать, как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте. При изучении данного раздела мне помогают плакаты «Информационные знаки», «Правила поведения на дороге», дидактические игры «О чём рассказывают знаки», «Как проехать, как пройти?», «Дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», а также обучающий фильм «Учим правила дорожного движения».
Большое место в навыках личной безопасности занимают правила противопожарной безопасности. Ведь число детей, пострадавших от пожара или игры с огнём, возрастает с каждым годом. Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. Поэтому моя задача – научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам. Я провожу такие занятия и беседы как «Пожароопасные предметы», «Труд пожарных», «Лесной пожар». Рассматриваем плакаты «Правила поведения при пожаре», «Причины пожара в доме», «Ты один дома». Играем в дидактические игры «Бытовые приборы», «Четвёртый лишний», «Чего нельзя делать ?». Ребята хорошо ориентируются в назывании экстренных служб, знают номера телефонов, умеют называть свой домашний адрес и уметь описать место происшествия.
Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому ежемесячно для каждой возрастной группы проводятся развлечения. С детьми старшего возраста я проводила развлечения «Цветные автомобили», «Как вести себя на улице», «Автомобили – пешеходы», «Отважные пожарные».
В нашем учреждении работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности проводится не только на занятиях, но и в процессе режимных моментов и других видов деятельности игровой, творческой.
Ежедневно в каждой группе проводятся «минутки безопасности», включаемые в различные режимные процессы. Перед выходом детей на выходные или перед праздничными днями для воспитанников дошкольных групп проводятся инструктажи. Мною разработана тематика инструктажей в соответствии с возрастом, а также памятки по безопасному поведению. Два раза в год проводятся учения по пожарной эвакуации.
Одно из важнейших воспитательно- образовательных направлений работы в ДОУ - работа с родителями. Для благополучия ребёнка очень важно выбрать стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому мы стараемся тесно сотрудничать с родителями. Они у нас и заинтересованные партнёры, и активные помощники в работе по данному направлению. Цели и задачи у нас общие. Мы периодически проводим анкетирование родителей по обозначенной проблеме, а интересующие их вопросы выносим на обсуждение на родительских собраниях. Формы работы с родителями разнообразны:
- анкетирование «Азбука безопасности»;
- родительские собрания (диспуты) с целью информации о совместной работе и стимулирования активного участия в ней родителей;
- создание памяток по проблеме формирования основ здорового образа жизни и ОБЖ у дошкольников;
- Веселые старты «Мама, папа и я – лучшие пешеходы»;
- Тесты «Что я знаю о правилах дорожного движения», «Безопасность ребенка дома»;
- Конкурсная программа «Знатоки ПДД»;
- встречи с инспектором ГИБДД, инспектором пожарной охраны, медицинским работниками;
- оформление буклета по безопасности «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Консультация «Привитие навыков по ПДД детям дошкольного возраста» и др.
Совместные мероприятия помогают наладить более тесное и эффективное взаимодействие с родителями и создают атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
В целях обогащения развивающей среды в ДОУ создан кабинет ОБЖ, который снабжен инструктивным материалом, методической и детской литературой, плакатами, рекомендациями, конспектами занятий (приложение№2), конспектами родительских собраний (приложение№3) сценариями, материалами, освещающими опыт работы педагогов, взаимодействием с родителями и инспекторами ГИБДД, пожарной охраны по основам безопасности и жизнедеятельности.
Мною разработаны методические рекомендации по оформлению уголков ОБЖ в дошкольных группах». В каждой дошкольной группе есть уголок по ОБЖ и дорожному движению, где широко представлен наглядный и демонстрационный материал, настольные макеты улиц, изготовлены атрибуты и пособия для мероприятий, где дети с воспитателем могут на практике закреплять полученные знания по данной проблеме.
В фойе детского сада есть красочный яркий уголок «Добрая дорога детства» по правилам дорожного движения, где воспитатели всех возрастных групп проводят беседы и практические занятия с детьми дошкольных групп.
На территории мною оформлена разметка по дорожному движению, где воспитатели, используя выносные дорожные знаки, макеты домов, помогают детям осваивать дорожную азбуку.
Мною, как педагогом-предметником по миру искусства и художественной деятельности организуются с детьми конкурсы на лучший рисунок, поделку по темам: «Веселый светофор», «Берегись автомобиля!», Огонь – друг и враг». Лучшие рисунки детей выставляются в фойе, победители награждаются грамотами.
Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре, проводятся с детьми физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Традиционно в учреждении проводятся встречи с инспектором ГИБДД, инспектором пожарной охраны, врачом.
Неотъемлемой частью работы по безопасности, является работа с педагогами. Именно поэтому в нашем детском саду проводятся тематические семинары-практикумы, тематические педсоветы, конкурсы.
Я думаю, что тема безопасности всегда будет актуальна, так как наша жизнь полна неожиданностей. По этой теме я буду продолжать работать и пополнять свой багаж знаний, используя новые технологии для того, чтобы дети усвоили главное правило: «Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать».
Свой опыт я представляла на городском методическом объединении, в рамках августовского педсовета ГМО воспитателей, мастер-класс, выступала перед родительской общественностью.

Категория: Мои статьи | Добавил: NV20 (09.05.2013)
Просмотров: 17795 | Рейтинг: 4.4/13
Всего комментариев: 0
QR код 
Безопасный маршрут 
Схема проезда 
 Доступная среда
Поиск 
VK 
Наши контакты


Заведующий МБДОУ
«ДСОВ №20» г.Усинска
Антипина Галина
Анатольевна
Телефон:
8(82144)41-1-23

Часы приёма по личным вопросам:
вторник: 08.00-11.00
четверг: 14.00-18.00

E-mail: dsov20@mail.ru
факс:8(82144)21495

Юридический адрес:

169711,Российская Федерация, Республика Коми,
г. Усинск,
ул. Комсомольская,д.5а
Обращение граждан 
Вопрос-ответ 
АМО ГО "Усинск" 
УО АМО ГО "Усинск"
Архив сайта 
Программа развития
Самообследование

Управляющий совет

Достижения детского сада

Республиканский
ФИРО
МРСДО
Вход на сайт

Проголосуй за наш сайт
Образовательные ресурсы
Федеральный центр
Конкурсы
Конкурсы
Конкурсы

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?