Родная культура, как отец и мать, должна стать
неотъемлемой частью души ребенка,
началом, порождающим личность.
Д.С.Лихачев.
Приобщение детей к истокам народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам народа.
Не секрет, что многие, к сожалению, поверхностно знакомы с народной культурой, традициями, праздниками. Особенно в наше время, в век научных технологий, очень трудно сохранять интерес к историческому прошлому. Поэтому работа в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения и эмоциональные переживания. Мы решили действовать по принципу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Одним из условий успешного решения данного направления явилось создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации. С этой целью в детском саду силами педагогов и родителей воспитанников создан мини-музей. Наш мини-музей – не традиционен: почти все экспонаты музея подлинные, они не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь наши воспитанники имеют возможность всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Ведь только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи, только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом. Особенностью нашего мини - музея является и то, что в нём представлены предметы, рассказывающие о жизни народов разных национальностей т.к. Усинск – город многонациональный. В музее представлена яркая экспозиция, знакомящая детей с элементами татарского, башкирского белорусского, украинского, коми народов. «Светелка» состоит из нескольких разделов: «Одежда», «Быт», «Декоративно-прикладное искусство», «Домашняя утварь», «Народная игрушка».
В музее «сложили» печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов – реликвии семей наших родителей. В мини-музее - старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца, прялка 19 столетия, деревянный ткацкий станок и мн. др. Важным атрибутом «Светелки» является кукольная композиция «Дружба народов» в народных костюмах. Костюмы созданы на основе достоверных этнографических данных по схемам – выкройкам народных костюмов разных национальностей, бытовавших с конца 18 –го до начала 20-го веков. Дошкольники проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов, сами становятся исследователями.
Первые посещения музея начинаются с младшей группы. Перед тем как посетить музей, готовим детей к восприятию намеченной темы, даём им первоначальный минимум знаний. Знакомим с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты используем для развлечений.
Как в любой старинной избе, в нашей «Светелке» уютно «поселился» Домовенок, который встречает детей, является незаменимым помощником в проведении экскурсий, различных мероприятий.
Богатый материал нашей избы не раз были представлен в смотрах-конкурсах различного уровня. В этом учебном году в муниципальном смотре-конкурсе школьных музеев, музейных комнат, музейных уголков, выставок образовательных организаций в номинации «Активное использование материалов в образовательном процессе» мы были отмечены дипломом.
Имея такую наглядную «Кладовую народных культур», мы решили расширить возможности познания путем занятий в системе дополнительного образования. В нашем детском саду вот уже на протяжении 15 лет функционируют кружки и студии, направленные на знакомство и приобщение детей к народной культуре:
- кружок «Гажа мойдьяс». На занятиях воспитанники знакомятся с коми народными детскими сказками, веселыми историями из жизни коми народа, разучивают песни и стихи на коми языке;
- театральный кружок «Теремок» направлен на знакомство с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями разных народов крестьянским трудом через театрализацию, инсценировку.
- кружок «Светелка» формирует любовь и уважение, любовь к малой родине. Дошкольники с удовольствием участвуют в тематических вечерах, посиделках, фольклорных, обрядовых праздниках.
Большое внимание педагоги в своей работе уделяют использованию инновационных технологий. В детском саду оборудован кабинет с интерактивной доской. Работа с ней включает: дидактические игры и упражнения по определению предметов быта, проблемные ситуации нахождению правильных ответов, овладение символами, моделями, мнемотехникой при знакомстве с устным народным творчеством, творческие задания такого плана как «Украшение русского костюма», «Коми узор на варежке» и мн. другое. Используя крупные яркие изображения, передвигая предметы старины, составляя планы и эскизы старинной избы, оперируя народной игрушкой и различными куклами просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае, дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения. Среди инновационных технологий, активно внедряемых нами, является и проектный метод. Так, например за последние два года с участием родителей реализованы такие проекты как «Как избу строили и украшали», «Деревянных дел мастер» (посуда, предметы быта), «Игрушки из соломы и дерева» и др. Проектная работа педагогов «Родной свой край – люби и знай» стала победителем Всероссийского конкурса на лучший образовательный проект по патриотическому воспитанию и заняла 2 место.
Огромное значение придается укреплению связей с родителями. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Святки», «Русская кухня и др. С участием родителей проводятся «Дни национальной кухни», календарно – обрядовые праздники «Масленица», «Встреча Весны», «Осенины», «Рождественские вечери». Особенно активное участие родители принимают в изготовлении атрибутов для народных праздников, в оформлении помещений к народным, календарно – обрядовым праздникам, участвуют в народных играх, активно обсуждают вопросы приобщения детей к народным традициям на родительских собраниях. Большую помощь оказывает семейный клуб «Успех». На заседаниях клуба для родителей проводятся мастер-классы по изготовлению народных игрушек, народного костюма, происходит знакомство с народными играми с фольклорным содержанием.
В работе с родителями педагоги стараются использовать такие нетрадиционные формы как педагогическая гостиная, посиделки, тематическая библиотека и мн. др.
Такие творческие мероприятия помогают объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Работа по приобщению детей к истокам народной культуры ведется в тесном контакте с общественными организациями: с Центром национальных культур г. Усинска, этнографическим музеем при муниципальном бюджетном образовательном учреждении СОШ №1 г. Усинска, выставочным центром "Вортас", историко-краеведческим музеем г. Усинска, с филиалом №14 Центральной детской библиотеки. Совместно с ними проводятся детские познавательные тематические вечера, экскурсии ( Например, "История одной куклы" - с филиалом №14 Центральной детской библиотеки, "Как сарафан рос на поле", "История народного костюма"- с этнографическим музеем при при муниципальном бюджетном образовательном учреждении СОШ №1 г. Усинска СОШ №1, "Народный костюм", "Головной убор" - экскурсия в Центр национальных культур и др.)
Система работы дает эффективный результат. Диагностика показывает, уровень сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей повысился.
Дети стали более доброжелательны, научились уважать другого человека, проявляют бережное отношение к окружающему миру, стали добрее и милосерднее. Они увлечены процессом творчества, их работы отличаются оригинальностью, они могут легко перейти от одного замысла к другому.
Высоко развитые социально – нравственные и творческие качества, наши воспитанники демонстрируют на городских конкурсах. Так, например, в этом учебном году воспитанники нашего учреждения стали победителями таких конкурсов как "АКАНЬ", "Осенний вернисаж", "Новогодняя игрушка"
Результатами систематической работы по приобщению детей к истокам народной культуры также являются:
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Умение играть в народные подвижные игры, используя считалки.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
- Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, свою тему считаю актуальной, потому что приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
Список используемой литературы
- Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2007 - С.54 – 58.
- Берсенева Л. Секреты русского сувенира. // Дошкольное воспитание - №3 – 2003 – С.26 – 29.
- Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52.
- Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
- Власенко О.П., Дьяченко В.Ю. Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2012.
- Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание - №10 – 2007 – С.34 – 37.
- Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, 1999.
- Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52.
- Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44.
- Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
- Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1988.
- Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 37 – 51.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2011.
|