«Инновации в ДОУ: говорящая ручка «Знаток».
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией (Г.К. Селевко). В нашей образовательной организации широко применяется говорящая ручка «Знаток». Используя эту ручку, дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь и вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Что же представляет собой говорящая ручка «Знаток». Это электронное устройство, озвучивающее детскую познавательную, художественную литературу, а так же, позволяющее самому ребенку с помощью встроенного в нее диктофона озвучивать иллюстрации, собственные поделки и т.д. Это электронное учебное пособие предназначено специально для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данное игровое электронное устройство соответствует ряду требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность
Области применения ручки «Знаток» для развития дошкольников в нашем детском саду различны:
- НОД, в ходе которой наши воспитанники имеют возможность самостоятельно использовать ручку в игре, в ознакомлении с художественной литературой.
- дополнительное образование. Ручка активно применяется в работе кружка по подготовке воспитанников к школе. Она помогает быстрее выучить начертание букв и научиться читать, так как в полном объеме учитывает психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение. Так же активно используется на кружке по обучению иностранному языку, в работе мини-музея, где используется в озвучивании экспонатов и служит гидом.
- работа узких специалистов: психолога, учителя-логопеда. Использование ручки позволяют сделать коррекционно-развивающие занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
- работа с родителями. Ручка нашла широкое применение в оформлении и подачи различной информации для родителей в родительских уголках. Это озвучивание темы недели, детских работ, особо важной информации: различных объявлений и т.д.
Однако, хочется отметить, что использование ручки не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Таким образом, применение ручки позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий, занятий с использованием ручки, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе воздействия
Наши наблюдения показали, что благодаря использованию игр с ручкой более быстро формируются у дошкольников следующие процессы и навыки:
- тренируется эффективность внимания и память;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
Использование говорящей ручки «Знаток» помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
- обогащает воспитанников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала дошкольниками;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
Так как дошкольное образование является первой ступенью общего образования, мы, используя инновационные технологии, стараемся как можно лучше подготовить наших выпускников к следующей ступени образования – обучению в начальной школе
Список использованной литературы.
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
- Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
- Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
|